«Структурирование агробизнеса, как способ минимизации рисков»

«Структурирование агробизнеса, как способ минимизации рисков»

«Не клади все яйца в одну корзину»
Народная мудрость.

Добрый день дорогие читатели! Сегодня мы продолжим тему, начатую в двух наших последних статьях.
Пока три десятка хозяйств с разных регионов Страны отбиваются от претензий ООО «АгроТрейд» ИНН 3662190408, в лице его бессменного конкурсного управляющего Палихова А.Ю. мы поговорим о том, как можно если не избежать подобных проблем, то минимизировать свои потери и сделать добычу «Мародеров» как можно меньше. Сегодня мы будем говорить о структурировании агробизнеса. В той или иной степени структурирование можно провести как для маленького КХ у которого 300 га., так и для крупного хозяйства с 10000 га. пахотных земель.
Чем же Вы, как аграрий можете быть интересны, для «Мародеров»? У вас есть имущество. В – первую, очередь, это земля – Ваш главный актив. Потом банковские счета, техника, сооружения, здания, оборудование и т.д. Все это стоит денег. И все это можно продать.
И так, начнем с маленького ИП Главы КФХ, у которого к примеру 300 -500 га земли, пара тракторов, комбайн, кое какая авто техника и сооружения.
Первое, что я как юрист рекомендую, полностью исключить из ведения бизнеса супругу или супруга. Т.е. никаких поручительств, никаких кредитов и того подобного с участием вашей второй половины. После этого. Производим раздел имущества! Как следует из ст. 38 Семейного кодекса Российской Федерации раздел имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения (ст. 38). Ну, расторжение брака нас не интересует. Так что используем первую часть данной нормы.
Если вы боитесь делить ваши активы, то напрасно. Возможно, я вас расстрою, но при желании ваша супруга или супруг, без особого труда получат половину всего, что вы нажили непосильным трудом. Различные аргументы, в стиле: «Я всю жизнь пахал, а она сидела дома, тут не помогут».
Соглашение о разделе общего имущества удостоверяется нотариусом ( ч. 2 ст 38 СК РФ). Рекомендую выводить на второго супруга, не занятого в бизнесе наиболее ценные активы. Потом, там же у нотариуса, заключаем брачный договор. Документ интересный, и бизнесмену крайне необходимый. В условиях брачного договора прописываем режим имущества и т.д. Скажу из личного опыта, один мой коллега, пытался разделить совместно имущество супругов, и обратить взыскание на супружескую долю. Но как оказалось уже в суде. Основной бизнес вел глава семьи, он имел больше всего долгов и т.д., но исходя из условий заключенного еще 10 лет назад брачного договора – он нищий. У него только долги. А все основные активы собственность его супруги. Так мой коллега проиграл суд, а кредиторы остались без ничего.
После этого, переоформляем активы на супругу и дальше спокойно ведем бизнес. Схема конечно в общих чертах, под каждый конкретный случай надо смотреть индивидуально. Активы обезопасили. Как же быть с реализацией? Те, кто читал предыдущие две статьи помнят, что наши доверители получали проблемы именно после реализации.
Представляю реакцию Налоговых и контрольных органов, на следующие рекомендации.
Вот смотрите. Объясню так сказать на пальцах. Почему «перекупы», которым вы сдаете свою продукцию, приезжают с документами, то от одной фирмы, то от другой. Ответ прост! Он является эпиграфом к настоящей статье. Они просто не кладут все яйца в одну корзину.
Немного переработав идею государства о сельскохозяйственной кооперации, могу предложить создать фирму — прокладку для реализации вашей продукции. Три, пять хозяйств объединяются и создают к примеру ООО «Торговый дом «Рога и копыта» ( Далее- ТД). Как работает схема? ТД заключает договора купли — продажи с покупателями на условиях сто процентной предоплаты, а у вас покупает с условием отсрочки платежа. Естественно, что налоговый режим УСН (доходы минус расходы). В течение года, двух, ТД работает, платит естественно все налоги и сборы. Их тоже можно минимизировать. Через год, два ТД – полностью в рамках закона ликвидируется. Т.е. не бросается и не принимает участие, в каких — либо махинациях, а проходит процедуру ликвидации. После того, как ТД ликвидирован, ни к ТД, ни к вам не возможно предъявить, каких — либо претензий.
Сложно? Нет! Затратно? Немного! Но это лучше, чем отдать какому ни будь конкурсному управляющему полтора, два миллиона честно заработанных рублей.
Теперь рассмотрим, схему если у вас ООО,СПК, или что ни будь в этом роде.
Исходя их принципа — разделяй и властвуй, разносим наши активы в разные стороны. Создаем группу компаний.
Первая компания — своего рода хранитель. На нее оформляются все активы, которые есть в Вашем бизнесе. Эта компания не ведет, какой либо существенной производственной деятельности, не продает и не покупает, не берет кредиты и не дает их. Минимальные движения по счетам, полная и своевременная сдача всей отчетности, полная и своевременная уплата налогов и сборов. Их опять же можно минимизировать, в рамках закона.
Вторая компания – производственная, она арендует активы у компании №1 и ведет производство сельскохозяйственной продукции.
Третья компания – ТД. О нем я говорил выше. Периодически создаем, периодически ликвидируем. В рамках закона. Реализуем сельскохозяйственную продукцию через ТД. Торговый дом может действовать за свой счет или как агент управляющей компании. Причем как от собственного, так и от ее имени. Когда торговый дом заключает договоры поставки с внешними контрагентами, в качестве грузоотправителя или грузополучателя он указывает фирму Группы компаний, а плательщиком или получателем денег – управляющую компанию
Четвертая компания – Управляющая, она осуществляет функции единоличного исполнительного органа во всех трех компаниях. Юридическое лицо (управляющая организация), хотя упоминание о возможности ее привлечения есть только в ст. 69 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ. Однако и в этом случае все полномочия находятся в руках одного человека, данные которого прописываются в ЕГРЮЛ (как правило, это директор привлеченной к управлению организации).
На ней замыкаются все финансовые потоки Группы компаний, включая дебетовые и кредитовые обороты по НДС. Управляющая компания:
• проводит все расчеты с поставщиками и покупателями;
• финансирует текущие расходы предприятий группы;
• выступает в качестве «единого заемщика» группы;
• распределяет полученные займы между фирмами, входящими в группы;
• может выступать в роли «единого экспортера».
Управляющая компания зачастую аккумулирует всю прибыль группы. Это выгодно в том случае, если эта фирма – льготная организация.
При использовании данной схемы, мы имеем. Возможность судебных исков к ТД и Производственной компании. И практически максимальную безопасность для компании «хранителя».
Естественно, что перед внедрением той или иной схемы, необходимо произвести финансовые расчеты, расчеты налоговой и неналоговой нагрузки и т.д. Так же предусмотреть возможность выхода из под претензий налоговых органов в плане дробления бизнеса. К сожалению, наши Налоговики, Прокуроры и другие государевы люди с большим энтузиазмом, примутся доказывать именно ваши незаконные действия, чем тех от кого вы защищаетесь. С вами ведь проще. Вы надеетесь на справедливость по отношению к вам и вашему бизнесу со стороны государства.
Особо следует уделить внимание размерам выручки. Не считайте ее отдельно для каждой компании. Рассматривайте Группу целиком.
Для плательщиков, вне зависимости от их статуса и организационно-правовой формы, установлен единый фиксированный максимум выручки, после превышения которого право на применение упрощенки теряется. Лимит УСН в 2018 году не изменился по сравнению с предыдущим годом и составляет 150 млн руб. Это следует из п. 4 ст. 346.13 НК РФ.
Превышение указанного лимита по УСН на 2018 год даже на 1 рубль повлечет за собой несоответствие плательщика обязательному, законодательно установленному ограничению права работы на УСН. Это означает автоматическое прекращение действия данного спецрежима в отношении фискальных обязанностей плательщика и переход на общую систему уплаты налогов. Утрата права на упрощенку вступит в силу с начала того квартала, в котором осуществлен переход за установленный максимальный порог.
Две краткие схемы по возможной структуре вашего бизнеса, не стал загромождать ссылками на законы и нормативные акты. В некотором роде данные схемы прекрасно реализованы в одном крупном Волгоградском агрохолдинге.
Вы скажите: — «Где холдинг, а где Я?». Проблема Российского бизнеса, любого, не только фермерских хозяйств и агропредприятий, состоит в том, что их владельцы и иногда нанятые управленцы, не воспринимают предприятие именно как бизнес единицу. Это хорошо разделяют сотрудники правоохранительных органов, когда предъявляют обвинение по ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата). Руководители же зачастую считают, что они могут делать с компанией все что им захочется. Зачем уделять внимание бухгалтерии? Зачем проверять контрагентов? Зачем платить юристам и аудиторам? Я сам все знаю и умею. Итоги, правда, бывают печальные. Особенно неприятно, когда тебе звонят, спрашивают совета, а в итоге все остается как есть.
Приведенную выше схему я рекомендовал одному своему доверителю. Но хозяйство посчитало что триста – четыреста тысяч в год, дополнительных расходов, что бы потом не потерять миллионы – это слишком много. Будем ждать новых исков.
Начал статью с народной мудрости, закончу ей же: «Скупой платит дважды»!

Об авторе

Сергей administrator

Оставить ответ